Тикси

Основной флот компании составляют суда смешанного класса река-море грузоподъемностью от 1 000 до 3 000 тонн, баржебуксирные составы грузоподъемностью до 4 000 тонн и крупнотоннажные суда грузоподъемностью от 5 000 до 12 000 тонн.

Посёлок городского типа Тикси, расположенный на побережье моря Лаптевых, несмотря на небольшую численность населения (с 2014 г. менее 5000 человек), называют «морскими воротами Якутии». Он выступает одним из значимых транспортных узлов, которые связывают Западную Арктику с Восточной. Отсюда — его важность для Северного морского пути. В одном из сценариев Тикси может стать базой распределения всего северного завоза для многих арктических регионов страны — такая модель уже использовалась в советское время: продукция поступала сюда морем из Архангельска и впоследствии перевозилась авиатранспортов в другие населённые пункты.

Навигация в порту длится менее трёх месяцев — с середины июля по начало октября. Протяжённость основного причального фронта составляет 315 метров. Отличие арктического побережья Якутии — сравнительное мелководье, в том числе и у Тикси: до 5 метров у причалов, около 6 метров на подходном фарватере. Глубины у удаленных терминалов ещё меньше. При модернизации портовой инфраструктуры появится глубоководный причал в районе села Найба (Хараулахская бухта) в 112 км от Тикси, входящий в расширенные границы порта, и он сможет принимать суда осадкой до 10 метров. В будущем созданный глубоководный порт-хаб послужит импульсом и для транспортной инфраструктуры Якутии, и в целом для развития судоходства по Северному морскому пути.

Через порт проходят генеральные грузы, строительные грузы, стройматериалы, продовольствие, контейнеры, уголь, лес и продукция деревообработки, горюче-смазочные материалы. Рекордный грузооборот достигнут в 1981 году — 850 тысяч тонн. Но и сегодня суммарный грузооборот, включая все морские терминалы порта в устьях Лены, Колымы и Яны, превышает 300 тысяч тонн, в том числе в 2020 году — более 600 тысяч тонн. Более 50% грузов перерабатывает морской терминал «Зеленый мыс».

Хатанга и Тикси считаются точками, в которых транспортная связь «река-море» имеет наибольший потенциал — в этих целях и требуются сооружение новых причалов и дноуглубительные работы. Это станет важной частью модернизации порта как узла управления инфраструктурой восточной части Северного морского пути.

Компания «Харасавэй логистик» имеет опыт работы в Тикси: в частности, здесь проводилась перегрузка с морских судов на мелкосидящие теплоходы порядка 120 единиц тяжёлой спецтехники, которая доставлялась из Нарьян-Мара (Ненецкий автономный округ) в Якутск. А также в 2017 году была доставлена партия гениальных газов из Якутска в Тикси. Ежегодно в среднем свыше 100 000 тонн завозится в Якутию из Архангельска, Мурманска и прочих портов Арктики. Используя порт Архангельск в качестве опорного и обладая здесь собственными складскими мощностями, «Харасавэй логистик» может выполнить транспортировку грузов, необходимых для поселений региона и его промышленных предприятий, в Тикси и другие точки региона.